MynnquuanLxoe 6roAxetroe AorIrKoJIbHoe o6pa:onatelbHoe ygpexAelrl4e
Aetcxufi caA KoMnenclapyloqero suAa J'{! 450
620041, r. Erarepuu6ypr, y.nr.Iqa Comr e*tan,29a.
Ilpnrrra:
Ile4arorrl.recxrllr conerou
npmoxor J'ls 1
or <27>> atryvra 2025r,
Ilpfiroxenue
Ng 3
KOMNOHEIITOM
''BTrETCfr
aIarrTr4poBaHHoft
oopa3oBarerbHof rporpaMMEl
AomKoJrbrroro o6pa3oBaHnt
KOMUOHEHT
AAAlrrr.rpoBArrHofi oEpA3oBATEJrbHOfr rpOrPAMMhr
AOTUKOJIbHOTO OEPA3OBArrr,rt
,
ArrrAETEn
C
3A,IIEP)KKOfr IICI,D(IIIIECKOIO PA3BUTI,If,
(3rIP)
Характерные особенности детей дошкольного возраста
Дети с задержкой психического развития представляет собой
неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными
факторами,
хроническими
соматическими
заболеваниями,
с
неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с
органической
недостаточностью
центральной
нервной
системы
генетического характера.
В настоящее время выявлено два основных варианта патогенетических
механизмов формирования ЗПР:
1) нарушение познавательной деятельности, связанное с незрелостью
эмоционально – волевой сферы и личности, т.е. с психическим
инфантилизмом;
2) нарушения познавательной деятельности вследствие стойких астенических
и цереброастенических состояний.
Существует классификация на основе учета этиологии и патогенеза
основных форм ЗПР, которая стала основополагающей для разработки
критериев отбора в коррекционно –образовательные учреждения для детей с
ЗПР, и которая широко используется в теории и практике социальной
дошкольной педагогики. В соответствии с этой классификацией понятие
«задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со
слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной
системы. У детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно –
двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми.
Выделены следующие типы ЗПР:
- по типу конституционального (гармонического) психического и
психофизического инфантилизма;
- соматического происхождения (с явлениями соматической астении и
инфантилизма);
- психогенного происхождения (патологическое развитие личности по
невротическому типу, психогенная инфатилизация);
- церебрально – органического генеза.
Задержка психического развития – это психолого – педагогическое
определение одного из распространенных отклонений в психофизическом
развитии детей. Ее относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для
которой характерен замедленный темп созревания психических структур.
Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание дефицитарных
функций с сохранным. В одних случаях страдает работоспособность, в
других – произвольность в организации деятельности, в третьих – мотивация
познавательной деятельности и т.д.
Таким образом ЗПР - это сложное полиморфное нарушение, при
котором страдают разные компоненты психической и физической
деятельности.
У детей с ЗПР отмечаются различные этиопатогенетические варианты,
при которых может быть: низкий темп психической активности (корковая
незрелость); дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость
подкорковых структур); вегетативная лабильность на фоне соматической
ослабленности (в силу незрелости, ослабленности самой вегетативной
системы на фоне социальных, экологических, биологических причин);
вегетативная незрелость (биологическая ослабленность организма);
энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса).
Определение «задержка психического развития» используется также для
характеристики отклонений в познавательной сфере педагогически
запущенных детей. В этом случае в качестве причин задержки психического
развития выделяются культурная депривация и неблагоприятные условия
воспитания. Задержка психического развития проявляется прежде всего в
замедленном темпе психического развития. При задержки психического
развития конституционального происхождения в структуре нарушений
выступают признаки эмоциональной и личностной незрелости. Для детей
характерны эффективность поведения, эгоцентризм, истерические реакции.
Цель коррекционной работы.
Цель коррекционной работы предусматривает разностороннее развитие
детей, коррекция недостатков в их развитии, а также профилактике
нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный,
социальный) характер. Это позволяет сформировать у дошкольников с ЗПР
различного генеза психологическую готовность к обучению в массовой или
специальной (коррекционной) школе VII вида, а также достичь основных
целей дошкольного образования, которые сформированы в Конвенции
дошкольного воспитания.
Цель коррекционной работы состоит в том, чтобы проектируемая
модель коррекционно – развивающей психолого – педагогической работы
максимально обеспечивала бы гармонизацию, сближение культурного и
биологического развития детей с ЗПР.
Коррекционно – развивающая работа проводится в процессе
образовательной
деятельности,
экскурсий,
экспериментирования,
подвижных, дидактических, сюжетных и театрализованных игр,
коллективного труда. В современной дошкольной педагогики эти формы
работы рассматриваются как взаимодействие ребенка и взрослого.
Особенности коррекционно – развивающей работы с детьми ЗПР
состоит в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода,
снижение темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и
умений, наглядности, возврата к изученному материалу, развитию
самостоятельности и активности детей. Коррекционно – развивающая работа
с дошкольниками с ЗПР в основном носит игровой характер.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента
воспитывающихся в образовательном учреждении
детей,
Возраст 4-5 лет
Проблемы в психическом и физическом развитии детей в этом возрасте
проявляются особенно ярко. У всех обнаруживается запаздывание в сроках
овладения основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, ползание,
лазание, метание), отсутствие гибкости и плавности движений (скованность
движений, их неритмичность), замедленность темпа движений, моторная
неловкость, недостаточность мышечной силы и др. Многие проявляют
крайне низкую или чрезмерно высокую хаотичную двигательную
активность. При относительно высоком среднем уровне развития ходьбу
отличает: неуверенная, неустойчивая, шаркающая, неритмичная походка;
большинство детей передвигаются семенящим шагом, с опущенной головой
и плечами; мышцы ног, рук, спины в процессе ходьбы напряжены.
Большинство детей бегают на полусогнутых ногах, шлепая ступнями о пол,
раскачиваясь из стороны в сторону и нередко переходя на ходьбу. Дети с ЗПР
двигаются более свободно, увереннее, но и они к 5 годам лишь
приближаются к уровню двигательного развития нормально развивающихся
детей трехлетнего возраста. При перемещении в пространстве все дети не
умеют удерживать дистанцию относительно друг друга и окружающих
предметов, что нередко приводит к столкновениям, а в крайних случаях и к
падениям.
Вследствие несформированности самоконтроля дети не замечают
неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают
ошибки, нуждаясь в поддержке взрослого. Однако, как правило,
многократное повторение действий улучшает качество их выполнения.
Слабо развитые, замедленные и неточные тонкие дифференцированные
движения ладони и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук
затрудняют процесс овладения дошкольниками с интеллектуальной
недостаточностью всеми видами деятельности.
Особенности эмоциональной сферы проявляются полярно: у
некоторых детей отсутствуют выраженные эмоциональные проявления (они
вялы, пассивны, их лица маскообразны), у других, наоборот, отмечается
выраженная
неконтролируемая
экспрессия,
несдержанность
в
эмоциональных реакциях в любых ситуациях.
Дети, впервые поступающие в ДОУ, не обнаруживают потребности в
продуктивном взаимодействии со взрослым: одни остаются равнодушными к
взрослым и к предлагаемому взаимодействию, другие активно проявляют
негативизм. Однако после периода адаптации постепенно начинают вступать
в контакт и включаться в совместную деятельность. Они активно идут на
контакт также с новым человеком, положительно реагируют на содержание
совместной деятельности, особенно тогда, когда она предлагается
индивидуально. Побуждаемые педагогом, дети с ЗПР проявляют желание
принимать участие в совместной деятельности, а иногда и
непродолжительную активность, прежде всего, на музыкальных занятиях и
занятиях физкультурой.
В свободной деятельности дети с интеллектуальной недостаточностью
чаще всего бывают крайне несамостоятельны и безынициативны. Без
организующей помощи взрослого они редко могут найти себе занятие. Они
редко вступают друг с другом во взаимодействие по поводу игры или
совместных переживаний каких-либо событий. Многие проявляют
безразличие ко всему происходящему, не замечают трудности и переживания
сверстников, не пытаются самостоятельно предложить свою помощь.
Практически все неорганизованны.
Относительно сформированными, по сравнению с другими, являются
навыки самообслуживания, однако практически все дети четвертого года
жизни самостоятельно ими не владеют. При этом к пяти годам многие
способны ими овладеть.
Возраст 5-7 лет
У детей с задержкой психического развития, как правило, нет грубых
нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. Основные недостатки общей
моторики: низкое качество выполнения основных движений (ходьба, бег,
прыжки, ползание, лазание, метание), гибкости и плавности движений
(скованность движений, их неритмичность), замедленность темпа и
неритмичность движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной
силы, плохая координация движений частей тела и др. сохраняются.
Потребность в двигательной активности проявляют все, а стремление к ее
удовлетворению большинство.
У большинства детей, посещающих дошкольные учреждения, после 5
лет преобладают ситуативно-деловая и ситуативно-познавательная формы
общения. К 7-8 годам у многих детей с задержкой психического развития и у
отдельных с легкой умственной отсталостью появляется внеситуативнопознавательная форма общения.
С 6 лет у всех дошкольников существенно возрастает адекватность
эмоциональных реакций и по силе, и по способам выражения. Появляется
элементарная способность управлять собственным эмоциональным
состоянием. При сохранении индивидуальных различий снижается частота
полярных эмоциональных проявлений у детей.
Дети
начинают
проявлять
стремление
заниматься
более
продолжительное время чем-то определенным, например, играть с
любимыми игрушками, рисовать, конструировать и др. Новая обстановка,
новые игрушки начинают вызывать эмоциональные реакции и пробуждают
активность. На шестом году жизни при условии воспитания в
компенсирующей группе у части детей появляется способность к волевому
усилию: при поддержке взрослого они способны проявить терпение и
приложить усилие для преодоления трудностей и доведения дела до конца.
Существенно обогащаются представления: дети знают относительно
большое количество предметов, их функциональное назначения, владеют
способами действий с ними и стремятся их познавать и использовать.
Несмотря на незначительные нарушения мелкой моторики, дети
владеют элементарными навыками рисования карандашом, фломастером.
Относительно самостоятельны в элементарном самообслуживании и в быту,
владеют элементарными культурно-гигиеническими навыками.
К 5 годам, если дети получали коррекционную помощь, достаточно
успешно с помощью взрослого решают простые задачи на уровне нагляднодейственного мышления и владеют некоторыми предпосылками нагляднообразного мышления. С помощью взрослого или самостоятельно осознают
наличие проблемной ситуации, осуществляют поиск ее решения, способны
использовать вспомогательные средства, проявляют интерес, как к
результату, так и к процессу решения задачи. Помощь взрослого всегда
повышает качество выполнения задачи.
К 5 годам дети способны также овладеть элементарным
конструированием по подражанию и образцу. К 7 годам в условиях обучения
способны конструировать по представлению, хотя выполняют постройки
хорошо отработанные на занятиях. Созданные постройки самостоятельно
обыгрывают в одиночку или с участием сверстников.
После 5 лет в процессе обучения дети начинают активно овладевать
рисованием, сначала предметным, декоративным и сюжетным. У них
появляется интерес к рисованию и его эмоциональное сопровождение. Дети
сами проявляют желание заниматься рисованием. В изобразительной и
других видах деятельности ярко проявляется недостаточность зрительнодвигательной координации и сенсомоторной интеграции - невысокое
качество выполняемых действий и их результатов.
1.2. Планируемые результаты освоения программы (целевые
ориентиры):
- динамика в развитии физических, интеллектуальных, личностных качеств
детей;
- освоение детьми специфических для дошкольников видов деятельности на
уровне самостоятельности;
- социальная адаптация детей с ограниченными возможностями;
- снижение уровня ситуативной тревожности, агрессивности, выражение
эмоций и чувств социально приемлемыми способами,
- позитивное отношение к поступлению в школу, учебная мотивация.
Целевые ориентиры для детей с ЗПР:
- соотносит действия, изображённые на картинке, с реальными, дорисовывает
недостающие части рисунка, воссоздаёт целостное изображение предмета,
соотносит форму предметов с геометрической формой, ориентируется в
пространстве, дифференцирует цвета и их оттенки, описывает свойства
предметов, дифференцирует звуки, группирует предметы по образцу и
речевой инструкции, пользуется простой схемой, планом в процессе
составления рассказа;
- производит анализ проблемно – практических и наглядно - образных задач,
устанавливает связи между персонажами и объектами, изображёнными на
картинках; соотносит текст с соответствующей иллюстрацией; выполняет
задания на классификацию картинок; выполняет упражнения на исключение
«четвёртый лишний»;
- осуществляет количественный счёт в прямом и обратном порядке, счёт от
средних чисел ряда, порядковый счёт в пределах десяти, пересчитывать
предметы и изображения при разном их расположении, определяет место
числа в числовом ряду, измеряет множества используя условную мерку,
имеет представление о сохранении количества, знает цифры от 0 до 9,
соотносит их с числом;
- называет своё имя, фамилию, возраст; называет город, страну, в которой он
проживает; узнаёт и показывает на картинках людей следующих профессий:
врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофёр; выделяет на
картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов,
инструментов, школьных принадлежностей и называет их; различает деревья,
траву, цветы, ягоды и называет их; называет отдельных представителей
диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детёнышей;
определяет признаки 4 времён года; различает время суток: день, вечер, ночь,
утро;
- умеет выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в
речевых высказываниях; пользоваться в повседневном общении фразовой
речью; понимает и использует в активной речи предлоги в, на, под, за, перед,
около, у, из, между; использует в речи имена сущ. глаголы в ед. и мн. числах;
глаголы в настоящем и прошедшем времени; строит фразы и рассказы по
картинке, состоящие из 3-4 предложений; читает наизусть 2-3 стихотворения;
отвечает на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечисляет её
основных персонажей; знает 1-2 считалки, умеет завершить потешку или
поговорку; планирует в речи свои ближайшие действия;
- составляет предложения из 2х и более слов (длинные и короткие
предложения) по действиям детей с игрушками, сюжетным картинкам;
определяет количество слов в предложении и место слов в предложении;
делит слова на слоги (части), определяет количество слогов в слове;
определяет первый звук в слове, соотносит звук с буквой.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образования по образовательным областям
2.1.1.Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм
и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Направлено на решение следующих задач:
- приобщать к социокультурным нормам традициям семьи, общества и
государства;
- формировать представление о малой родине и Отечестве, многообразии
стран и народов мира;
- формировать общую культуру личности детей, развитие их социальных и
нравственных качеств;
- поддерживать инициативу, самостоятельность и ответственность ребенка в
различных видах деятельности;
- социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм
и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных
качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки
и поступки сверстников;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками,
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного
отношения к окружающим;
- формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие
умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со
сверстниками.
Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской
принадлежности.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие
навыков
самообслуживания;
становление
самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания
трудиться.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к
порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца,
стремление сделать его хорошо).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека.
Формирование
основ
безопасности.
Формирование
первичных
представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально
опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и
способах поведения в них.
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности
дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости
выполнения этих правил.
2.1.2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательное развитие направлено на решение следующих задач:
1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие
познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в
окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и
познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
2. Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности
анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки
предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие
связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
3. Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим
социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной
картины мира.
4. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках.
5. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем
доме людей, о многообразии стран и народов мира.
6.
Формирование
элементарных
математических
представлений.
Формирование элементарных математических представлений, первичных
представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего
мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве
и времени.
7. Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными
явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
между природными явлениями. Формирование первичных представлений о
природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных
экологических представлений. Формирование понимания того, что человек
часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе
все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от
окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе.
Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
2.1.3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Речевое развитие направлено на решение следующих задач:
1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя
речи, связной речи диалогической и монологической форм; формирование
словаря, воспитание звуковой культуры речи.
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
4. Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению;
развитие литературной речи.
5. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения,
следить за развитием действия.
2.1.4. Художественно-эстетическое развитие:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
целостно-смыслового восприятия и понимания искусства (словесного,
музыкального и изобразительного), мира природы, становления
эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; реализация самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие направлено на решение следующих
задач:
1. Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости и
отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту
окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к
народному и профессиональному искусству, через ознакомление с лучшими
образцами отечественного и мирового искусства, понимание его содержания.
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства,
средствах выразите6льности в различных видах искусства.
2. Изобразительная деятельность. Развитие совершенствования умений в
рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
3. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений
изобразительного
искусства.
Воспитание
желания
и
умения
взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
4. Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию;
развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными
видами конструкторов.
5. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в
соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы
будет выполнять.
6. Музыкальная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству,
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры,
ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами,
воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных
произведений.
7. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха,
чувство ритма, музыкальной памяти; формирование песенного,
музыкального вкуса.
8. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности и
совершенствование умений в этом виде деятельности.
9. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализациям
самостоятельной
творческой
деятельности
детей,
удовлетворение
потребности в самовыражении.
2.1.5.Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих
видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических
качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение
подвижными
играми
с
правилами;
становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.). Физическое развитие реализуется
через формирование у детей начальных представлений о здоровом образе
жизни и через физическую культуру.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни:
- обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого
ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей (в том
числе ОВЗ);
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том
числе их эмоциональное благополучие;
- создавать условия, способствующее правильному формированию опорнодвигательной системы и других систем организма;
- формировать ценности здорового образа жизни, относящиеся к общей
культуре личности; овладевать его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек и др.);
- оказывать помощь родителям (законным представителям) в охране и
укреплении физического и психического здоровья детей.
Физическая культура направлена на решение следующих задач:
- овладевать основными движениями и развивать разные формы
двигательной активности ребенка;
- развивать крупную и мелкую моторику;
- поддерживать инициативу и самостоятельность детей в двигательной
деятельности и организовывать виды деятельности, способствующие
физическому развитию;
- формировать готовность и интерес к участию в подвижных играх и
соревнованиях;
- формировать физические качества (выносливость, гибкость и др.).
Направления
коррекционной
работы
учителя-дефектолога
по
образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие
1. Развитие коммуникативных навыков, взаимодействия.
2. Развитие игровой деятельности.
3. Формирование гендерных чувств.
4. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
1. Сенсорное развитие.
2. Формирование целостной картины мира, развитие познавательноисследовательской деятельности.
3. Развитие математических представлений (закрепление в речи порядковых
и количественных числительных; развитие умений выделять сходные и
отличительные признаки; совершенствование навыков ориентировки в
пространстве и на плоскости; закрепление знаний о временах года, днях
недели, частях суток; активизация наречий одинаково, больше на, меньше на
и др.).
Речевое развитие
1. Развитие словаря.
2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
3. Развитие связной речи и речевого общения.
Художественно-эстетическое развитие
1. Развитие навыка слушания литературных произведений, формирование
эмоционального отклика на них.
2. Совершенствование умения понимать вопросы к литературному
произведению, отвечать на них, задавать вопросы с помощью взрослого.
3. Формирование навыка пересказа хорошо знакомой сказки и небольшого
рассказа со зрительной опорой и помощью взрослого.
4. Совершенствование графических навыков.
5. Развитие умения передавать пространственное расположение предметов и
явлений на листе бумаги.
6. Развитие чувства цвета.
7. Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
Физическое развитие
1. Развитие общей моторики, совершенствование физических качеств и
координационных способностей, ориентировки в пространстве.
2. Развитие ручной и пальчиковой моторики.
3. Формирование умения сохранять правильную осанку.
4. Овладение нормами и правилами здорового образа жизни.
5. Воспитание интереса детей к двигательной активности, развитие
самостоятельности.
Структура реализации образовательного процесса
Основной формой обучения является организованная образовательная
деятельность (далее ОД) (индивидуальная, подгрупповая). ОД проводятся в
определенной системе в соответствии с разделами:
- ОД по развитию речи на ознакомлении с окружающим миром, развитие
лексико-грамматического строя и связной речи;
- ОД по формированию элементарных математических и сенсорных
представлений;
- ОД по обучению игре;
- ОД по подготовке к обучению грамоте;
- ОД по конструированию.
Основные направления деятельности учителя-дефектолога:
- выявление индивидуальных особенностей и проблем
воспитательно-образовательного процесса;
участников
- создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка,
коррекция отклонений психического развития;
- оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного
процесса и оказание им коррекционной помощи;
- создание условий для повышения образовательной компетентности
педагогов, администрации ДОУ и родителей.
Основные задачи работы учителя-дефектолога:
- помочь ребенку поверить в собственные силы, развить его творческие
способности;
- помочь ощутить собственную ценность, умение принимать себя таким,
какой ты есть;
- научить детей реально, объективно оценивать себя, свои возможности и
поступки;
- сформировать умение анализировать полученный опыт, выражать и
обсуждать полученные впечатления;
- формировать позитивное отношение к себе и окружающим;
- способствовать развитию основных когнитивных процессов память,
внимание, мышление.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Предметно-пространственная развивающая среда.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря в кабинете учителя-дефектолога, в групповой
комнате, игровой комнате в соответствии с Программой должны
обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
детей, экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой,
мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и
соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Материально-техническое обеспечение
Пространство. Оборудование.
Кабинет учителя-дефектолога
Рабочая зона учителя-дефектолога, игровая зона, зона для индивидуальной
работы с ребенком.
3.2. Образовательные технологии.
Используются следующие педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
-социально-коммуникативные технологии;
- информационно – коммуникативные.
Для реализации коррекционной работы, используются игры:
- игры по формированию элементарных математических представлений;
- игры по развитию сенсорных представлений;
- игры по развитию внимания;
- игры и пособия по развитию мышления;
- игры по развитию мелкой моторики;
- игры по развитию коммуникативных навыков;
- занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, пространственных
представлений
3.3. Учебно-методические средства обучения.
Список литературы:
1.
«Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования ФГОС ДО», М. 2014;
2. «Федеральная образовательная программа дошкольного образования
ФОП ДО», М.2022г.;
3. «Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с задержкой психического развития. ФАОП
ДО ЗПР», М. 2022г.;
Для реализации части, формируемой участниками образовательных
отношений:
4. Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»:
дошкольный возраст / О.А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева,
О.В. Закревская; Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области, Государственное автономное образовательное
учреждение
дополнительного
профессионального
образования
Свердловской
области
«Институт
развития образования».
–
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.
5.
Сенсорное
воспитание
дошкольников
с
интеллектуальной
недостаточностью. Войлокова Е.Ф., Ковалева Л.Ю. « Каро» Санкт-Петербург
2005г.
6. Обучение в игре. Конспекты коррекционно – развивающих занятий по
математике и развитию речи. Боженова И.Г. «Учитель» Волгоград 2007г.
7. Ребенок отстает в развитии? Гаврилушкина О.П. « Дрофа» Москва 2010г.
Используемые психодиагностические комплекты:
Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной
деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст/ / Авт.-сост.: Н.Я.
Семаго, М. М. Семаго. М.: Аркти, 2014.
8. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного
возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. М., 1998.
9. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д.
Забрамной. М., 2003.