АОП ДО для детей с ЗПР

MynnquuanLxoe 6roAxetroe AorIrKoJIbHoe o6pa:onatelbHoe ygpexAelrl4e
Aetcxufi caA KoMnenclapyloqero suAa J'{! 450
620041, r. Erarepuu6ypr, y.nr.Iqa Comr e*tan,29a.

Ilpnrrra:
Ile4arorrl.recxrllr conerou
npmoxor J'ls 1
or <27>> atryvra 2025r,

Ilpfiroxenue

Ng 3

KOMNOHEIITOM
''BTrETCfr
aIarrTr4poBaHHoft

oopa3oBarerbHof rporpaMMEl
AomKoJrbrroro o6pa3oBaHnt

KOMUOHEHT
AAAlrrr.rpoBArrHofi oEpA3oBATEJrbHOfr rpOrPAMMhr
AOTUKOJIbHOTO OEPA3OBArrr,rt

,

ArrrAETEn

C

3A,IIEP)KKOfr IICI,D(IIIIECKOIO PA3BUTI,If,
(3rIP)

Характерные особенности детей дошкольного возраста
Дети с задержкой психического развития представляет собой
неоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональными
факторами,
хроническими
соматическими
заболеваниями,
с
неблагоприятными социальными условиями воспитания и в основном с
органической
недостаточностью
центральной
нервной
системы
генетического характера.
В настоящее время выявлено два основных варианта патогенетических
механизмов формирования ЗПР:
1) нарушение познавательной деятельности, связанное с незрелостью
эмоционально – волевой сферы и личности, т.е. с психическим
инфантилизмом;
2) нарушения познавательной деятельности вследствие стойких астенических
и цереброастенических состояний.
Существует классификация на основе учета этиологии и патогенеза
основных форм ЗПР, которая стала основополагающей для разработки
критериев отбора в коррекционно –образовательные учреждения для детей с
ЗПР, и которая широко используется в теории и практике социальной
дошкольной педагогики. В соответствии с этой классификацией понятие
«задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со
слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной
системы. У детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно –
двигательного аппарата, речи. Они не являются умственно отсталыми.
Выделены следующие типы ЗПР:
- по типу конституционального (гармонического) психического и
психофизического инфантилизма;
- соматического происхождения (с явлениями соматической астении и
инфантилизма);
- психогенного происхождения (патологическое развитие личности по
невротическому типу, психогенная инфатилизация);
- церебрально – органического генеза.
Задержка психического развития – это психолого – педагогическое
определение одного из распространенных отклонений в психофизическом
развитии детей. Ее относят к «пограничной» форме дизонтогенеза, для
которой характерен замедленный темп созревания психических структур.
Для психической сферы детей с ЗПР характерно сочетание дефицитарных
функций с сохранным. В одних случаях страдает работоспособность, в

других – произвольность в организации деятельности, в третьих – мотивация
познавательной деятельности и т.д.
Таким образом ЗПР - это сложное полиморфное нарушение, при
котором страдают разные компоненты психической и физической
деятельности.
У детей с ЗПР отмечаются различные этиопатогенетические варианты,
при которых может быть: низкий темп психической активности (корковая
незрелость); дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость
подкорковых структур); вегетативная лабильность на фоне соматической
ослабленности (в силу незрелости, ослабленности самой вегетативной
системы на фоне социальных, экологических, биологических причин);
вегетативная незрелость (биологическая ослабленность организма);
энергетическое истощение нервных клеток (на фоне хронического стресса).
Определение «задержка психического развития» используется также для
характеристики отклонений в познавательной сфере педагогически
запущенных детей. В этом случае в качестве причин задержки психического
развития выделяются культурная депривация и неблагоприятные условия
воспитания. Задержка психического развития проявляется прежде всего в
замедленном темпе психического развития. При задержки психического
развития конституционального происхождения в структуре нарушений
выступают признаки эмоциональной и личностной незрелости. Для детей
характерны эффективность поведения, эгоцентризм, истерические реакции.
Цель коррекционной работы.
Цель коррекционной работы предусматривает разностороннее развитие
детей, коррекция недостатков в их развитии, а также профилактике
нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный,
социальный) характер. Это позволяет сформировать у дошкольников с ЗПР
различного генеза психологическую готовность к обучению в массовой или
специальной (коррекционной) школе VII вида, а также достичь основных
целей дошкольного образования, которые сформированы в Конвенции
дошкольного воспитания.
Цель коррекционной работы состоит в том, чтобы проектируемая
модель коррекционно – развивающей психолого – педагогической работы
максимально обеспечивала бы гармонизацию, сближение культурного и
биологического развития детей с ЗПР.
Коррекционно – развивающая работа проводится в процессе
образовательной
деятельности,
экскурсий,
экспериментирования,
подвижных, дидактических, сюжетных и театрализованных игр,

коллективного труда. В современной дошкольной педагогики эти формы
работы рассматриваются как взаимодействие ребенка и взрослого.
Особенности коррекционно – развивающей работы с детьми ЗПР
состоит в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода,
снижение темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и
умений, наглядности, возврата к изученному материалу, развитию
самостоятельности и активности детей. Коррекционно – развивающая работа
с дошкольниками с ЗПР в основном носит игровой характер.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента
воспитывающихся в образовательном учреждении

детей,

Возраст 4-5 лет
Проблемы в психическом и физическом развитии детей в этом возрасте
проявляются особенно ярко. У всех обнаруживается запаздывание в сроках
овладения основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, ползание,
лазание, метание), отсутствие гибкости и плавности движений (скованность
движений, их неритмичность), замедленность темпа движений, моторная
неловкость, недостаточность мышечной силы и др. Многие проявляют
крайне низкую или чрезмерно высокую хаотичную двигательную
активность. При относительно высоком среднем уровне развития ходьбу
отличает: неуверенная, неустойчивая, шаркающая, неритмичная походка;
большинство детей передвигаются семенящим шагом, с опущенной головой
и плечами; мышцы ног, рук, спины в процессе ходьбы напряжены.
Большинство детей бегают на полусогнутых ногах, шлепая ступнями о пол,
раскачиваясь из стороны в сторону и нередко переходя на ходьбу. Дети с ЗПР
двигаются более свободно, увереннее, но и они к 5 годам лишь
приближаются к уровню двигательного развития нормально развивающихся
детей трехлетнего возраста. При перемещении в пространстве все дети не
умеют удерживать дистанцию относительно друг друга и окружающих
предметов, что нередко приводит к столкновениям, а в крайних случаях и к
падениям.
Вследствие несформированности самоконтроля дети не замечают
неправильного выполнения действий, самостоятельно не улавливают
ошибки, нуждаясь в поддержке взрослого. Однако, как правило,
многократное повторение действий улучшает качество их выполнения.
Слабо развитые, замедленные и неточные тонкие дифференцированные
движения ладони и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук

затрудняют процесс овладения дошкольниками с интеллектуальной
недостаточностью всеми видами деятельности.
Особенности эмоциональной сферы проявляются полярно: у
некоторых детей отсутствуют выраженные эмоциональные проявления (они
вялы, пассивны, их лица маскообразны), у других, наоборот, отмечается
выраженная
неконтролируемая
экспрессия,
несдержанность
в
эмоциональных реакциях в любых ситуациях.
Дети, впервые поступающие в ДОУ, не обнаруживают потребности в
продуктивном взаимодействии со взрослым: одни остаются равнодушными к
взрослым и к предлагаемому взаимодействию, другие активно проявляют
негативизм. Однако после периода адаптации постепенно начинают вступать
в контакт и включаться в совместную деятельность. Они активно идут на
контакт также с новым человеком, положительно реагируют на содержание
совместной деятельности, особенно тогда, когда она предлагается
индивидуально. Побуждаемые педагогом, дети с ЗПР проявляют желание
принимать участие в совместной деятельности, а иногда и
непродолжительную активность, прежде всего, на музыкальных занятиях и
занятиях физкультурой.
В свободной деятельности дети с интеллектуальной недостаточностью
чаще всего бывают крайне несамостоятельны и безынициативны. Без
организующей помощи взрослого они редко могут найти себе занятие. Они
редко вступают друг с другом во взаимодействие по поводу игры или
совместных переживаний каких-либо событий. Многие проявляют
безразличие ко всему происходящему, не замечают трудности и переживания
сверстников, не пытаются самостоятельно предложить свою помощь.
Практически все неорганизованны.
Относительно сформированными, по сравнению с другими, являются
навыки самообслуживания, однако практически все дети четвертого года
жизни самостоятельно ими не владеют. При этом к пяти годам многие
способны ими овладеть.
Возраст 5-7 лет
У детей с задержкой психического развития, как правило, нет грубых
нарушений осанки, ходьбы, бега, прыжков. Основные недостатки общей
моторики: низкое качество выполнения основных движений (ходьба, бег,
прыжки, ползание, лазание, метание), гибкости и плавности движений
(скованность движений, их неритмичность), замедленность темпа и
неритмичность движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной
силы, плохая координация движений частей тела и др. сохраняются.

Потребность в двигательной активности проявляют все, а стремление к ее
удовлетворению большинство.
У большинства детей, посещающих дошкольные учреждения, после 5
лет преобладают ситуативно-деловая и ситуативно-познавательная формы
общения. К 7-8 годам у многих детей с задержкой психического развития и у
отдельных с легкой умственной отсталостью появляется внеситуативнопознавательная форма общения.
С 6 лет у всех дошкольников существенно возрастает адекватность
эмоциональных реакций и по силе, и по способам выражения. Появляется
элементарная способность управлять собственным эмоциональным
состоянием. При сохранении индивидуальных различий снижается частота
полярных эмоциональных проявлений у детей.
Дети
начинают
проявлять
стремление
заниматься
более
продолжительное время чем-то определенным, например, играть с
любимыми игрушками, рисовать, конструировать и др. Новая обстановка,
новые игрушки начинают вызывать эмоциональные реакции и пробуждают
активность. На шестом году жизни при условии воспитания в
компенсирующей группе у части детей появляется способность к волевому
усилию: при поддержке взрослого они способны проявить терпение и
приложить усилие для преодоления трудностей и доведения дела до конца.
Существенно обогащаются представления: дети знают относительно
большое количество предметов, их функциональное назначения, владеют
способами действий с ними и стремятся их познавать и использовать.
Несмотря на незначительные нарушения мелкой моторики, дети
владеют элементарными навыками рисования карандашом, фломастером.
Относительно самостоятельны в элементарном самообслуживании и в быту,
владеют элементарными культурно-гигиеническими навыками.
К 5 годам, если дети получали коррекционную помощь, достаточно
успешно с помощью взрослого решают простые задачи на уровне нагляднодейственного мышления и владеют некоторыми предпосылками нагляднообразного мышления. С помощью взрослого или самостоятельно осознают
наличие проблемной ситуации, осуществляют поиск ее решения, способны
использовать вспомогательные средства, проявляют интерес, как к
результату, так и к процессу решения задачи. Помощь взрослого всегда
повышает качество выполнения задачи.
К 5 годам дети способны также овладеть элементарным
конструированием по подражанию и образцу. К 7 годам в условиях обучения
способны конструировать по представлению, хотя выполняют постройки

хорошо отработанные на занятиях. Созданные постройки самостоятельно
обыгрывают в одиночку или с участием сверстников.
После 5 лет в процессе обучения дети начинают активно овладевать
рисованием, сначала предметным, декоративным и сюжетным. У них
появляется интерес к рисованию и его эмоциональное сопровождение. Дети
сами проявляют желание заниматься рисованием. В изобразительной и
других видах деятельности ярко проявляется недостаточность зрительнодвигательной координации и сенсомоторной интеграции - невысокое
качество выполняемых действий и их результатов.
1.2. Планируемые результаты освоения программы (целевые
ориентиры):
- динамика в развитии физических, интеллектуальных, личностных качеств
детей;
- освоение детьми специфических для дошкольников видов деятельности на
уровне самостоятельности;
- социальная адаптация детей с ограниченными возможностями;
- снижение уровня ситуативной тревожности, агрессивности, выражение
эмоций и чувств социально приемлемыми способами,
- позитивное отношение к поступлению в школу, учебная мотивация.
Целевые ориентиры для детей с ЗПР:
- соотносит действия, изображённые на картинке, с реальными, дорисовывает
недостающие части рисунка, воссоздаёт целостное изображение предмета,
соотносит форму предметов с геометрической формой, ориентируется в
пространстве, дифференцирует цвета и их оттенки, описывает свойства
предметов, дифференцирует звуки, группирует предметы по образцу и
речевой инструкции, пользуется простой схемой, планом в процессе
составления рассказа;
- производит анализ проблемно – практических и наглядно - образных задач,
устанавливает связи между персонажами и объектами, изображёнными на
картинках; соотносит текст с соответствующей иллюстрацией; выполняет
задания на классификацию картинок; выполняет упражнения на исключение
«четвёртый лишний»;
- осуществляет количественный счёт в прямом и обратном порядке, счёт от
средних чисел ряда, порядковый счёт в пределах десяти, пересчитывать
предметы и изображения при разном их расположении, определяет место
числа в числовом ряду, измеряет множества используя условную мерку,

имеет представление о сохранении количества, знает цифры от 0 до 9,
соотносит их с числом;
- называет своё имя, фамилию, возраст; называет город, страну, в которой он
проживает; узнаёт и показывает на картинках людей следующих профессий:
врач, учитель, повар, парикмахер, продавец, почтальон, шофёр; выделяет на
картинках изображения предметов мебели, транспорта, продуктов,
инструментов, школьных принадлежностей и называет их; различает деревья,
траву, цветы, ягоды и называет их; называет отдельных представителей
диких и домашних животных, диких и домашних птиц, их детёнышей;
определяет признаки 4 времён года; различает время суток: день, вечер, ночь,
утро;
- умеет выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в
речевых высказываниях; пользоваться в повседневном общении фразовой
речью; понимает и использует в активной речи предлоги в, на, под, за, перед,
около, у, из, между; использует в речи имена сущ. глаголы в ед. и мн. числах;
глаголы в настоящем и прошедшем времени; строит фразы и рассказы по
картинке, состоящие из 3-4 предложений; читает наизусть 2-3 стихотворения;
отвечает на вопросы по содержанию знакомой сказки, перечисляет её
основных персонажей; знает 1-2 считалки, умеет завершить потешку или
поговорку; планирует в речи свои ближайшие действия;
- составляет предложения из 2х и более слов (длинные и короткие
предложения) по действиям детей с игрушками, сюжетным картинкам;
определяет количество слов в предложении и место слов в предложении;
делит слова на слоги (части), определяет количество слогов в слове;
определяет первый звук в слове, соотносит звук с буквой.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образования по образовательным областям
2.1.1.Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм
и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Направлено на решение следующих задач:
- приобщать к социокультурным нормам традициям семьи, общества и
государства;
- формировать представление о малой родине и Отечестве, многообразии
стран и народов мира;
- формировать общую культуру личности детей, развитие их социальных и
нравственных качеств;
- поддерживать инициативу, самостоятельность и ответственность ребенка в
различных видах деятельности;
- социализация, развитие общения, нравственное воспитание. Усвоение норм
и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных
качеств ребенка, формирование умения правильно оценивать свои поступки
и поступки сверстников;
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками,
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного
отношения к окружающим;
- формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие
умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со
сверстниками.
Ребенок в семье и сообществе. Формирование образа Я, уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и
взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской
принадлежности.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание. Развитие
навыков
самообслуживания;
становление
самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Воспитание культурно-гигиенических навыков.
Формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания
трудиться.
Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других
людей и его результатам. Формирование умения ответственно относиться к
порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца,
стремление сделать его хорошо).
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в
обществе и жизни каждого человека.
Формирование
основ
безопасности.
Формирование
первичных
представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально
опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и
способах поведения в них.
Формирование элементарных представлений о правилах безопасности
дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости
выполнения этих правил.
2.1.2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Познавательное развитие направлено на решение следующих задач:
1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие
познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в
окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и

познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
2. Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности
анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки
предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие
связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
3. Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим
социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной
картины мира.
4. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках.
5. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем
доме людей, о многообразии стран и народов мира.
6.
Формирование
элементарных
математических
представлений.
Формирование элементарных математических представлений, первичных
представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего
мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве
и времени.
7. Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными
явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи
между природными явлениями. Формирование первичных представлений о
природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных
экологических представлений. Формирование понимания того, что человек
часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе
все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от
окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе.
Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
2.1.3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской

литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Речевое развитие направлено на решение следующих задач:
1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя
речи, связной речи диалогической и монологической форм; формирование
словаря, воспитание звуковой культуры речи.
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
4. Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению;
развитие литературной речи.
5. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения,
следить за развитием действия.
2.1.4. Художественно-эстетическое развитие:
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
целостно-смыслового восприятия и понимания искусства (словесного,
музыкального и изобразительного), мира природы, становления
эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; реализация самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие направлено на решение следующих
задач:
1. Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости и
отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту
окружающего мира, произведения искусства. Приобщение детей к
народному и профессиональному искусству, через ознакомление с лучшими
образцами отечественного и мирового искусства, понимание его содержания.
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства,
средствах выразите6льности в различных видах искусства.
2. Изобразительная деятельность. Развитие совершенствования умений в
рисовании, лепке, аппликации, художественном труде.
3. Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений
изобразительного
искусства.
Воспитание
желания
и
умения
взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
4. Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию;
развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными
видами конструкторов.

5. Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в
соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы
будет выполнять.
6. Музыкальная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству,
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры,
ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами,
воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных
произведений.
7. Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха,
чувство ритма, музыкальной памяти; формирование песенного,
музыкального вкуса.
8. Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности и
совершенствование умений в этом виде деятельности.
9. Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализациям
самостоятельной
творческой
деятельности
детей,
удовлетворение
потребности в самовыражении.
2.1.5.Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих
видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с
выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических
качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение
подвижными
играми
с
правилами;
становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.). Физическое развитие реализуется
через формирование у детей начальных представлений о здоровом образе
жизни и через физическую культуру.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни:
- обеспечивать равные возможности для полноценного развития каждого
ребенка независимо от психофизиологических и других особенностей (в том
числе ОВЗ);

- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том
числе их эмоциональное благополучие;
- создавать условия, способствующее правильному формированию опорнодвигательной системы и других систем организма;
- формировать ценности здорового образа жизни, относящиеся к общей
культуре личности; овладевать его элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных
привычек и др.);
- оказывать помощь родителям (законным представителям) в охране и
укреплении физического и психического здоровья детей.
Физическая культура направлена на решение следующих задач:
- овладевать основными движениями и развивать разные формы
двигательной активности ребенка;
- развивать крупную и мелкую моторику;
- поддерживать инициативу и самостоятельность детей в двигательной
деятельности и организовывать виды деятельности, способствующие
физическому развитию;
- формировать готовность и интерес к участию в подвижных играх и
соревнованиях;
- формировать физические качества (выносливость, гибкость и др.).
Направления
коррекционной
работы
учителя-дефектолога
по
образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие
1. Развитие коммуникативных навыков, взаимодействия.
2. Развитие игровой деятельности.
3. Формирование гендерных чувств.
4. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
1. Сенсорное развитие.
2. Формирование целостной картины мира, развитие познавательноисследовательской деятельности.
3. Развитие математических представлений (закрепление в речи порядковых
и количественных числительных; развитие умений выделять сходные и
отличительные признаки; совершенствование навыков ориентировки в
пространстве и на плоскости; закрепление знаний о временах года, днях
недели, частях суток; активизация наречий одинаково, больше на, меньше на
и др.).
Речевое развитие

1. Развитие словаря.
2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
3. Развитие связной речи и речевого общения.
Художественно-эстетическое развитие
1. Развитие навыка слушания литературных произведений, формирование
эмоционального отклика на них.
2. Совершенствование умения понимать вопросы к литературному
произведению, отвечать на них, задавать вопросы с помощью взрослого.
3. Формирование навыка пересказа хорошо знакомой сказки и небольшого
рассказа со зрительной опорой и помощью взрослого.
4. Совершенствование графических навыков.
5. Развитие умения передавать пространственное расположение предметов и
явлений на листе бумаги.
6. Развитие чувства цвета.
7. Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
Физическое развитие
1. Развитие общей моторики, совершенствование физических качеств и
координационных способностей, ориентировки в пространстве.
2. Развитие ручной и пальчиковой моторики.
3. Формирование умения сохранять правильную осанку.
4. Овладение нормами и правилами здорового образа жизни.
5. Воспитание интереса детей к двигательной активности, развитие
самостоятельности.
Структура реализации образовательного процесса
Основной формой обучения является организованная образовательная
деятельность (далее ОД) (индивидуальная, подгрупповая). ОД проводятся в
определенной системе в соответствии с разделами:
- ОД по развитию речи на ознакомлении с окружающим миром, развитие
лексико-грамматического строя и связной речи;
- ОД по формированию элементарных математических и сенсорных
представлений;
- ОД по обучению игре;
- ОД по подготовке к обучению грамоте;
- ОД по конструированию.
Основные направления деятельности учителя-дефектолога:
- выявление индивидуальных особенностей и проблем
воспитательно-образовательного процесса;

участников

- создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка,
коррекция отклонений психического развития;
- оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного
процесса и оказание им коррекционной помощи;
- создание условий для повышения образовательной компетентности
педагогов, администрации ДОУ и родителей.
Основные задачи работы учителя-дефектолога:
- помочь ребенку поверить в собственные силы, развить его творческие
способности;
- помочь ощутить собственную ценность, умение принимать себя таким,
какой ты есть;
- научить детей реально, объективно оценивать себя, свои возможности и
поступки;
- сформировать умение анализировать полученный опыт, выражать и
обсуждать полученные впечатления;
- формировать позитивное отношение к себе и окружающим;
- способствовать развитию основных когнитивных процессов память,
внимание, мышление.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Предметно-пространственная развивающая среда.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря в кабинете учителя-дефектолога, в групповой
комнате, игровой комнате в соответствии с Программой должны
обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
детей, экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой,
мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и
соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Материально-техническое обеспечение
Пространство. Оборудование.
Кабинет учителя-дефектолога
Рабочая зона учителя-дефектолога, игровая зона, зона для индивидуальной
работы с ребенком.
3.2. Образовательные технологии.
Используются следующие педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- игровые технологии;
-социально-коммуникативные технологии;
- информационно – коммуникативные.
Для реализации коррекционной работы, используются игры:
- игры по формированию элементарных математических представлений;
- игры по развитию сенсорных представлений;
- игры по развитию внимания;
- игры и пособия по развитию мышления;
- игры по развитию мелкой моторики;
- игры по развитию коммуникативных навыков;
- занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, пространственных
представлений

3.3. Учебно-методические средства обучения.
Список литературы:
1.
«Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного образования ФГОС ДО», М. 2014;
2. «Федеральная образовательная программа дошкольного образования
ФОП ДО», М.2022г.;
3. «Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного
образования для обучающихся с задержкой психического развития. ФАОП
ДО ЗПР», М. 2022г.;
Для реализации части, формируемой участниками образовательных
отношений:
4. Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»:
дошкольный возраст / О.А. Трофимова, О.В. Толстикова, Н.В. Дягилева,
О.В. Закревская; Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области, Государственное автономное образовательное
учреждение
дополнительного
профессионального
образования
Свердловской
области
«Институт
развития образования».
–
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019.
5.
Сенсорное
воспитание
дошкольников
с
интеллектуальной
недостаточностью. Войлокова Е.Ф., Ковалева Л.Ю. « Каро» Санкт-Петербург
2005г.
6. Обучение в игре. Конспекты коррекционно – развивающих занятий по
математике и развитию речи. Боженова И.Г. «Учитель» Волгоград 2007г.
7. Ребенок отстает в развитии? Гаврилушкина О.П. « Дрофа» Москва 2010г.
Используемые психодиагностические комплекты:
Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной
деятельности. Дошкольный и младший школьный возраст/ / Авт.-сост.: Н.Я.
Семаго, М. М. Семаго. М.: Аркти, 2014.
8. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного
возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. М., 1998.
9. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д.
Забрамной. М., 2003.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».