ЛЕТНЯЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ
Цель и задачи летней оздоровительной работы.
Цель работы:
Сохранение и укрепление физического, и психического здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей. Полное удовлетворение потребностей растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и
движении.
Задачи работы:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей, предупреждение заболеваемости и травматизма.
2. Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности, деятельности по интересам.
3. Создать позитивное эмоциональное настроение у детей через приобщение к природе, расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей.
4. Продолжать формировать устойчивый интерес, потребность в ЗОЖ, занятиях спортивными играми у воспитанников МБДОУ и их родителей (законных представителей).
5. Осуществлять педагогическое и санитарное просвещения родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Летний период в МБДОУ-детский сад компенсирующего вида № 450 (далее - МБДОУ) начинается с 01.06.2025 года и заканчивается 31.08.2025 года.
Успешность проведения ЛОП во многом определяется комплексным подходом к планированию, организации и медико-педагогическому контролю.
При планировании оздоровительной работы в МБДОУ придерживаемся следующих принципов:
- комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
- непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
- преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления;
- использование простых и доступных технологий;
- формирование положительной мотивации у детей, педагогов к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
- интеграция программы профилактики закаливания в семью;
-повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в МБДОУ санитарных правил и нормативов, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.
Организация летнего оздоровительного периода:
* Каждый день организуется работа взрослых по соблюдению санитарно-гигиенических требований (обрабатывается песок в песочницах, в жаркую погоду участки поливаются водой, своевременно скашивается трава и т.д.);
*Организуется предметно-развивающая среда на территории МБДОУ (оборудование для игровой и познавательно-исследовательской деятельности в песке и воде, расширяется ассортимент выносного оборудования);
* Соблюдается режим дня летнего оздоровительного периода, соответствующий ООП ДОО;
* Соблюдается питьевой режим летнего оздоровительного периода, соответствующий ООП ДОО (питье выдается по первому требованию ребенка);
*Увеличивается продолжительность прогулок и сна (в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы дошкольных образовательных учреждений;
*Различные виды детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение) и самостоятельная деятельность детей организуются на воздухе;
* Проводятся регулярные беседы по теме: «Формирование представлений о здоровом образе жизни».
Задачи работы с детьми: реализация задач по образовательным областям на летний период (согласно ФОП ДО).
«Физическое развитие»
*Укреплять здоровье детей путем повышения адаптационных возможностей организма, развивать двигательные и психические способности, способствовать формированию положительного эмоционального состояния;
* Всесторонне совершенствовать физические функции организма;
* Повышать работоспособность детского организма через различные формы закаливания;
* Формировать интерес и потребность в занятиях физическими упражнениями;
* Удовлетворять естественную потребность в движении, создавать условия для демонстрации двигательных умений каждого ребёнка;
* Способствовать предупреждению заболеваемости и детского травматизма.
«Художественно-эстетическое развитие»
* Закреплять и углублять музыкальные впечатления, полученные в течение года;
* Поддерживать инициативу детей в импровизации;
* Активизировать воображение, инициативу, творчество ребенка;
* Развивать основы музыкально-театральной культуры, духовно обогащать детей положительными эмоциями;
*Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;
*Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстниками, педагогами, родителями (законными представителями) и другими людьми;
*Приобщать детей к наблюдению за действительностью, развивать умение видеть мир глазами творца-художника;
*Предоставить свободу в отражении доступными для ребенка художественными средствами своего видения мира;
*Развивать умения передавать настроение, состояние, отношение к изображаемому, экспериментировать с различными видами и способами изображения;
* Создавать максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
«Познавательное развитие»
*Удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы, формировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, прививать навыки активности и самостоятельности мышления;
*Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира;
*Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей природой с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
«Речевое развитие»
* Развивать самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей;
* Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям;
* Способствовать проявлению субъектной позиции ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками.
«Социально-коммуникативное развитие»
*Развивать игровую деятельность воспитанников;
*Приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
*Продолжать работу по формированию семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств;
*Развивать трудовую деятельность, воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей, его результатам;
* Формировать представление об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.
Задачи работы с педагогами
* Повышение компетентности педагогов в вопросах организации летней оздоровительной работы.
* Обеспечение методического сопровождения для планирования и организации летнего отдыха.
Задачи работы с родителями (законными представителями)
* Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах организации летнего отдыха детей.
* Привлечение семей к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества.
*Осуществление педагогического и санитарного просвещения родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей в летний период.
Ожидаемые результаты
*Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
*Развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников;
*Повышение уровня экологической культуры воспитанников (развитие экологического - гуманного, природоохранного, осознанно-бережного отношения к природе); уровня коммуникативных способностей детей; эффективности в работе с родителями (законными представителями) по вопросам ЗОЖ;
*Активизация познавательных интересов детей к трудовой деятельности в природе. Функционирование здоровьесберегающей, целенаправленной, систематически спланированной работы всего коллектива нашего образовательного учреждения приводит к следующим положительным результатам:
1) снижение детской заболеваемости в летний оздоровительный период;
2) отсутствие случаев травматизма и отравления детей;
3) повышение уровня физического, психического здоровья детей;
4) повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы.
Нормативно-правовая база
Проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий с детьми в летний период регламентирует нормативные документы:
* Санитарные правила СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
* Устав МБДОУ - детского сада компенсирующего вида
№ 450.
*Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847);
*Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»;
*Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
*Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Реализация задач по образовательным областям
Физическое развитие
Средний и старший дошкольный возраст:
Продолжить работу по укреплению здоровья; совершенствованию функциональных возможностей детского организма; развитию двигательных способностей и качества (ловкости, быстроты, силы, гибкости и др.)
Формировать потребность в ежедневной двигательной активности; продолжить знакомить детей дошкольного возраста с доступными способами укрепления здоровья.
Обеспечить охрану здоровья и жизни детей:
*формировать чувство осторожности, прививать знание основ безопасности;
*помочь детям осознать, что здоровье является главной ценностью каждого человека и что он отвечает сам
Социально-коммуникативное развитие
Средний дошкольный возраст:
1. Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
2. Развивать речь и речевое общение, стимулировать проявление собственной речевой активности.
Старший дошкольный возраст:
Развивать социальные мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений.
Воспитывать этически ценные способов общения.
Развивать самосознание.
Воспитывать у ребёнка уважение к себе и окружающим его людям.
Развивать речевое общение, содействовать налаживанию диалогического общения детей в совместных играх и самостоятельной деятельности.
Познавательное развитие
Средний дошкольный возраст:
Расширять познание окружающего мира, посредством представлений о природе и человеке. Формировать основы экологического воспитания.
Обогащать представления детей об окружающей действительность, предметах быта.
Старший дошкольный возраст:
Продолжать развивать устойчивый интерес к живым и неживым объектам и явлениям, умение наблюдать. Формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, устанавливать причинно-следственные связи и представления о различных состояниях веществ и т.д.
Обобщать представления детей о процессах производства и потребления продуктов питания, одежды, предметов домашнего хозяйства и др. Закрепить знания о действиях в различных чрезвычайных ситуациях /программа «ОБЖ»
Продолжать приобщать детей к прошлому и настоящему своей культуры и явлениям других культур, воспитывать чувство любви к Родине, своему родному краю и т.д.
Художественно-эстетическое развитие
Средний дошкольный возраст:
Художественная литература - развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематики; принимать участие в рассказывании знакомых произведения; обогащать литературными образами игровую и другие виды деятельности.
Изобразительное искусство - формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов.
Музыка - развивать умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять жанр; использовать музыкальные образы в разных видах деятельности и т.д.
Конструирование - закрепление знаний о цвете, форме, пространственных характеристиках; продолжить формировать обобщенные представления о конструируемых объектах и способах конструирования; развивать поисковую деятельность и экспериментирования.
Старший дошкольный возраст:
Художественная литература - продолжить приобщению детей к высокохудожественной литературе, формированию запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи и т.д.
Изобразительное искусство - продолжить развивать способность к изобразительной деятельности, воображение и творчество. Художественно-декоративная деятельность - воспитывать эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта.
Музыка - продолжить формировать запас музыкальных впечатлений, использовать их в разных видах деятельности.
Конструирование – развивать умение анализировать условия функционирования будущей конструкции; развитие поисковой деятельности; дальнейшее овладение способов конструирования.
Речевое развитие
Средний дошкольный возраст:
1. Развивать речь и речевое общение, стимулировать проявление собственной речевой активности.
2. Вызвать желание выражать впечатления речевыми и неречевыми средствами, разговаривать о прочитанном.
3. Воспитывать у детей речевые формы вежливого общения, использование дружелюбного, спокойного тона общения.
4. Пользоваться элементарными формами объяснительной речи.
5. Самостоятельно пересказывать небольшие литературные произведения в форме игры-драматизации, показа настольного театра
6. Выразительно читать стихи, используя средства интонационной речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи).
Старший дошкольный возраст:
Развивать речевое общение, содействовать налаживанию диалогического общения детей в совместных играх и самостоятельной деятельности.
Формировать умение пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц.
Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов.
Использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию.
Рассказывать об участии в экспериментировании, комментирование своих действий в процессе деятельности и их оценка.
Принципы планирования летней оздоровительной работы
-комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;
-непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий;
-использование простых и доступных технологий;
-формирование положительной мотивации у детей и педагогов к проведению профилактических закаливающих и оздоровительных мероприятий;
-повышение эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий за счёт соблюдения элементарных правил и нормативов: оптимального двигательного режима, физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и водоснабжения.
Ежедневно проводится:
-индивидуальная работа с детьми.
-общение воспитателя с детьми.
-закаливающие, оздоровительные мероприятия.
-использование здоровьесберегающих технологий.
-игры, для развития моторики и сенсорики
Формы оздоровительных мероприятий в летний период
Закаливающие мероприятия. Система мероприятий с учётом состояния здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей: элементы закаливания в повседневной жизни (умывание прохладной водой, обтирание);
-закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями (правильно организованная прогулка, солнечные и водные процедуры в сочетании с физическими упражнениями).
Утренняя гимнастика.
Цель проведения – повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Традиционная гимнастика включает в себя простые гимнастические упражнения с обязательным включением дыхательных упражнений;
-упражнения с предметами и без предметов;
-упражнения на формирование правильной осанки;
Подвижные игры. Рекомендуются игры средней и малой подвижности.
Выбор игры зависит от педагогических задач, подготовленности, индивидуальных особенностей детей.
Виды игр:
-сюжетные (использование при объяснении сюжетного рассказа);
-несюжетные с элементами соревнований на разных этапах разучивания;
-дворовые;
-народные;
-с элементами спорта (футбол, баскетбол).
Подвижные игры проводятся на воздухе, на спортивной площадке ежедневно. Двигательные разминки (физминутки, динамические паузы). Их выбор зависит от интенсивности и вида предыдущей деятельности.
Варианты:
-упражнения на развитие мелкой моторики;
-ритмические движения;
- упражнения на внимание;
-упражнения в равновесии;
-упражнения для активизации работы глазных мышц;
-гимнастика расслабления;
-упражнения на формирование правильной осанки;
-упражнения на профилактику плоскостопия.
Элементы видов спорта, спортивные упражнения. Способствуют формированию специальных двигательных навыков, воспитанию волевых качеств, эмоций, расширению кругозора детей.
Виды спортивных упражнений:
-катание на самокатах;
-езда на велосипеде;
-футбол;
-баскетбол;
-бадминтон.
Прикладное значение спортивных упражнений: восприятие соответствующих трудовых навыков и бережное отношение к инвентарю.
Проводятся на воздухе, на игровой площадке ежедневно, в часы наименьшей инсоляции.
Гимнастика:
Гимнастика пробуждения
Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика сюжетно - игрового характера.
Разминка после сна проводиться с использованием различных упражнений:
-с предметами и без предметов;
-на формирование правильной осанки;
-сюжетные или игровые.
Индивидуальная работа в режиме дня.
Проводится с отдельными детьми или по подгруппам с целью стимулирования к двигательной активности, самостоятельным играм упражнениям. Предусматривает оказание помощи детям, не усвоившим программный материал на занятиях.